Уважаемые автолюбители! Помните, что автомобиль с точки зрения закона, является источником повышенной опасности, в связи с чем, становясь владельцем средства передвижения, необходимо понимать, что вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан его работой, будет возмещается его владельцем и водителем.
После произошедшего дорожно-транспортного происшествия (ДТП), когда у потерпевшего на руках имеется необходимый комплект документов, подается заявление в страховую компанию в рамках ОСАГО. Будучи потерпевшей стороной в ДТП, автовладельцы сталкиваются с проблемами, такими как:
– нежелание страховой компании производить восстановительный ремонт за свой счет, выдавать направление на СТО;
– выплата страхового возмещения в размере недостаточном для проведения восстановительного ремонта.
В конечном итоге, интересы автовладельцев не учитываются должным образом. В настоящее время, законодательство в сфере ОСАГО устроено таким образом, чтобы позволить страховым компаниям максимально снизить финансовую нагрузку. Так, при расчете стоимости восстановительного ремонта используются цены на запасные части, работы и материалы установленные справочником Российского союза автостраховщиков. Многолетняя практика показала, что цены в данном справочнике занижены, а законодательство устроено таким образом, чтобы не дать возможности взыскать реальную сумму необходимую на ремонт.
Обсуждение данной проблемы проводилось неоднократно. В итоге были внесены изменения в действующее законодательство, которые предполагают безальтернативный метод урегулирования страхового случая по ОСАГО – ремонт по направлению и за счет страховщика. Предполагалось, что страховщик в установленный законом срок, за свой счет, обязан произвести восстановительный ремонт. Однако, практика показала, что страховщики избегают данной процедуры. Это объясняется тем, что оплату восстановительного ремонта страховщик производит в полном объеме в пользу СТО (без износа, по фактическим ценам), а выплата страхового возмещения в денежной форме в пользу собственника транспортного средства происходит по заниженным ценам справочника РСА и с учетом износа заменяемых запасных частей. Отсюда получается, что произвести выплату с учетом износа страховщику гораздо выгоднее.
Из-за желания снизить собственные убытки, механизм урегулирования страховых случаев по ОСАГО стал носить «принудительно-добровольный» характер. С одной стороны страховщики стараются напрямую не отказывать в выдаче направления на ремонт, при этом сообщают потерпевшему, что сроки восстановительного ремонта составляют 30 рабочих дней (в среднем 1,5 месяца), а восстановительный ремонт будет произведен с применением неоригинальных запасных частей, а иногда отказывают в ремонте по причине отсутствия договора с СТО. На фоне такой перспективы, страховщики предлагают выплатить денежные средства, но взамен просят подписать соглашение. Мотивацией для автовладельцев является возможность самостоятельно выбрать СТО и в более сжатые сроки произвести восстановительный ремонт. Таким образом, подавляющее количество страховых случаев урегулируется путем перечисления страхового возмещения с учетом износа, вместе с подписанием соглашения.
Получив страховое возмещение, на этапе планирования ремонта (поиск запасных частей, оценка работ непосредственно на СТО) выясняется, что выплаченного страхового возмещения недостаточно. При этом, подписав соглашение с страховой компанией, автовладельцы юридически лишаются права на пересмотр суммы страхового возмещения.
К сожалению, описанная практика устоялась и полностью соответствует действующему законодательству.
Среди автовладельцев, не первый год, назревает риторический вопрос «Зачем страховать гражданскую ответственность, если законодательный механизм не позволяет в полном объеме компенсировать ущерб образовавшиеся в результате ДТП?»
В ходе судебных споров и дискуссий по вышеуказанной проблеме Верховный суд РФ косвенно признал, что страховое возмещение в рамках ОСАГО не покрывает реальный ущерб образовавшиеся в результате ДТП и определил, что ответственность за разницу между выплаченным страховым возмещением и реальным ущербом должна быть возложена на виновную сторону в ДТП.
Таким образом, наличие страхового полиса ОСАГО не обеспечивает автолюбителя полной финансовой защитой в случае ДТП, а лишь ее части.
Подводя итог, у потерпевшей стороны в ДТП есть выбор:
– смириться и планировать ремонт на сумму, которую выплатит страховая компания (б/у запасными частями, в кустарных условиях с нарушением технологии).
– или взыскать разницу с виновной стороны необходимую для проведения качественного ремонта вашего автомобиля, основываясь на моральном и законодательном праве.
В связи с объективными потребностями автолюбителей и реализации права на возмещение реального ущерба в нашем экспертном учреждении создан обособленный отдел – «отдел по взысканию ущерба».
Основной задачей данного отдела является оказание юридической и экспертной помощи автовладельцам.
Отдел по взысканию ущерба оказывает следующие виды услуг:
- Производит экспертную оценку реального ущерба возникшего в результате ДТП.
- Оказывает юридическую поддержку в процессе взыскания реального ущерба.
- Производит объективный анализ предъявляемых требований к автовладельцу в ходе взыскания с него ущерба.